О грифонах

Я - часть той силы, что вечно хочет зла
и вечно совершает благо.
(с) Гёте - Фауст

Кто такие грифоны?

Образ грифонов до сих пор остаётся загадочным и неясным, хотя уже около четырехсот лет историки, фольклористы, филологи, археологи, палеозоологи упражняются в попытках объяснения его происхождения. За минувшие столетия было выдвинуто множество самых различных гипотез о формировании этого образа: его объявляли полностью вымышленным, выводили от вымерших видов животных, искали его корни в ассирийской, скифской, египетской культурах. Наконец, в 1993 году исследователь Э. Мэйор заявила, что проблема решена: образ грифонов произошёл от наблюдения останков протоцераптоса в пустыне Гоби.

Этимология слова

Слово "грифон" происходит от греческого "гриф", которое, наиболее вероятно, произошло от греческого "грипос" - "изогнутый" или "искривлённый". Однако, учитывая восточное происхождение этого существа, существуют теории о происхождении греческого слова от ассирийского "круб" - "сказочное существо", от которого, в свою очередь, произошло и древнееврейское слово "кэруб" (херувим). Возможно, что происхождение слова связано и с древнеперсидским "giriften" - "хватать".
В современном искусствоведении значение лексемы "грифон" значительно шире, чем в литературе. Грифоном может называться не только существо с львиным туловищем и крыльями и головой орла, но и другие комбинации этих животных. Различают "львиных грифонов": существ с телом льва, крыльями, иногда передними лапами как у орла, но с головой льва, и "орлиных грифонов", т.е. классических грифонов, с телом льва, крыльями и головой орла. В наиболее широком смысле, слово "грифоны" может употребляться практически ко всем соединениям четвероного животного с птицей не поддающимся однозначной идентификации. Именно это следует иметь в виду, читая, что первые изображения грифонов встречаются уже в III тысячелетии до нашей эры.

Происхождение образа грифонов


Наиболее вероятная прародина грифонов, как признаёт большинство исследователей - Передняя Азия. Прототип их образа следует искать в религиозном искусстве Вавилонии и Ассирии. На образ грифонов повлияла иконография т.н. karubu (акад. "заступник"), которые изображались в виде быков с человеческой головой или крылатых львов. Неизвестна мифология, связанная с этими существами, но, вероятно, они выполняли охранные функции. Известны грифоны в древнеалтайском искусстве, этот образ был распространён у скифов.

Следует сказать немного и о грифонах в Древнем Египте. Действительно, сочетание четвероногого кошачьего и птицы имеет место в египетском искусстве. В виде подобных существ могли изображаться фараоны, попирающие лапами своих врагов, однако в основном они изображались с человеческой головой. Грифоноподобные существа, иногда действительно очень напоминающие греческие изображения, появляются в Египте в эпоху Нового Царства, но их появление, вероятно, также объясняется переднеазиатским влиянием.

Изображения грифонов в греческом искусстве были достаточно устойчивыми и обладали рядом характерных черт. Хотя иногда говорят об изображениях грифонов в крито-микенском искусстве, например о грифонах на фресках Кносского дворца, но они имеют очень мало общего с образом грифона в греческом искусстве, появившимся в VII в. до н.э. Обычно грифоны изображались в греческом искусстве с львиным телом, крыльями и орлиной головой, а также, довольно часто, с раскрытой пастью и характерным, загнутым вверх языком. Они также имели торчащие вверх уши (иногда этот тип обозначают как "ушастый грифон") и шишку, хохолок, или своеобразный рог между глазами и ушами.

Наиболее ранние греческие изображения относятся примерно к середине VII в. до н.э. — это изображение грифона с детёнышем из Олимпии на Пелопоннесе, бронзовые головы грифонов с острова Самос. Для античности характерен набор сюжетов, в которых появлялись грифоны: наиболее часты одиночные изображения, довольно распространён и сюжет борьбы грифонов с аримаспами, кроме этого, грифоны периодически изображаются запряжёнными в колесницы, управляемые различными божествами, наиболее часто — Аполлоном.

В целом надо заметить, что образ грифона в древнегреческом искусстве был вполне самостоятельным и обладал набором уникальных свойств, что делает довольно затруднительным определение его происхождения. Классический образ грифона — существа с телом льва, крыльями и головой орла — несомненно, окончательно сложился именно в древнегреческой культуре. Именно к греческому языку (с оговорками) восходит термин "грифон", в греческой культуре сложился однозначно идентифицируемый визуальный образ грифона, и, наконец, именно в древнегреческой литературе появляются первые описания этого существа.

Наиболее крупное описание грифонов оставил автор сочинения "О животных" Элиан в первой половине III в. н.э., также говорящий о грифоне, как об индийском животном, и в своём рассказе зависящий скорее всего от Ктесия:

"Я слышал, что индийское животное грифон — это четвероногое животное, похожее на льва; что у него когти огромной крепости и напоминают львиные. Обычно сообщают, что он крылатый и перья вдоль спины у него чёрного цвета, а на груди — красного, в то время как перья на крыльях ни одного из указанных цветов, а белого. А Ктесий пишет, что его шея испестрена перьями тёмно-голубого цвета, что клюв у него как орла, как и голова, точно такие же как изображают их на картинах и в скульптурах. Глаза грифона, как он утверждает, как огонь. Он вьёт своё гнездо среди гор и, хотя, взрослое животное поймать невозможно, они (индийцы — прим.пер.) ловят детёнышей. Бактрийцы, которые являются соседями индийцев, утверждают, что грифоны охраняют золото в тех землях; они выкапывают золото и строят из него свои гнёзда и что индийцы уносят золото, которое вываливается из гнёзд. В то же время индийцы отрицают, что они охраняют упомянутое золото, так как грифонам нет в нём никакой надобности (и если они действительно это говорят, я думаю, что они говорят правду), но, что они сами приходят собирать золото, тогда как грифоны сражаются с вторгшимися, боясь за своих детёнышей. Они сражаются и с другими животными и побеждают их без трудностей, но не выступят против льва или слона. Соответственно, обитатели тех мест, опасаясь силы этих животных, не выходят в путешествие за золотом днём, а отправляются ночью, так как в это время меньше шансов, что они будут замечены. Сейчас место, где живут грифоны и добывается золото, представляет собой унылую пустошь. Искатели вышеупомянутого вещества прибывают туда в количестве тысячи или двух сильных и вооружённых человек; они приносят с собой лопаты и мешки и ждут безлунной ночи и тогда начинают копать. Если им удаётся избежать встречи с грифонами, они получают от этого двойную выгоду, ибо не только спасают свои жизни, а и несут назад свой груз, а те, кто овладел умением выплавки золота, очистив его, овладевают огромным богатством, которое служит вознаграждением за описанные опасности. Но, конечно, если их поймают, то тогда им конец. Как мне говорили, они возвращаются домой после трёх или четырёх лет отсутствия."

Облик грифонов

Письменные источники немного сообщают о том, как грифоны выглядят. Подавляющее большинство источников сообщают, что это существо крылатое и значит, умеет летать. С иконографической традицией хорошо согласуются сообщения о львином туловище, а также информация Плиния о длинных ушах и изогнутом клюве. Вообще, немногословность авторов касательно внешнего вида грифонов можно объяснить широчайшим распространением этого образа в декоративном и изщобразительном искусстве античности.

Характер грифонов

Обычно грифоны описываются как агрессивные по отношению к человеку существа. Флавий Филострат сообщает, что грифоны нападают на львов, а Элиан, что грифоны сражаются с различными животными, хотя в то же время сообщает, что место, где живут грифоны на самом деле пустынное.
Также грифоны были одним из атрибутов богини справедливого возмездия - Немесиды. Обычно Немесида изображалась символами равновесия, скорости и воздаяния - очевидно, что грифоны выступают олицетворением последних двух качеств.

Традиции средневековых бестиариев

В период своего становления, раннесредневековая Европа растеряла большую часть античной информации по интересующей нас тематике. Зато благодаря ошибкам, плохому знанию латыни, искажениям, возможно, плохому состоянию рукописей появляются и неизвестные ранее известия о грифонах. В XII-XIII вв., становится стереотипом сообщать о больших размерах грифонов. В Средние Века довольно редко, но всё же встречается информация о постоянной вражде грифонов и аримаспов, хотя в некоторых источниках уже не золото, а жемчуг выступает объектом раздоров. Помимо практически повсеместно встречаемого в источниках упоминания о больших размерах грифонов, в некоторых сочинениях авторов XIII в. появляется новая информация о них.

У Бартоломея Английского, автора одной из самых крупных энциклопедий Средних Веков "О свойствах вещей" появляется сообщение о том, что грифоны кладут в свои гнёзда изумруды, для защиты от ядовитых зверей. Кроме двух традиционных локализаций места обитания грифонов, Индии и Скифии, источники очень редко помещают грифонов в иные области. Так, на Эбсторфской карте грифоны помещены в Гирканию, блуждающую землю около Каспийского моря.

Моральное истолкование грифонов и их символическое значение в христианской культуре Средних веков

Широко распространённое мнение о том, что грифон обычно считался положительным образом и символизировал Христа, или по крайней мере позитивные для христианина ценности, не выдерживает никакой критики. Скорее всего этому стереотипу мы обязаны не столько символизму Средневековья, столько Данте, авторам XVII-XVIII вв. и геральдике.
Как таковые грифоны в Библии отсутствуют, однако там встречаются некоторые явно родственные образы. Конечно же, это образ крылатого льва, хорошо известный в христианской символике, так как часто именно в таком обличье выступал один из евангелистов, по наиболее распространённой трактовке — Марк. Образ крылатого льва вполне мог повлиять на символику или моральную трактовку грифонов.

Разумеется, актуален вопрос о том, насколько "составляющие" грифона — лев и орёл, и их морально-символическое толкование повлияли на отношение к грифонам и каково было отношение к ним самим. Можно говорить, что в целом лев и орёл — положительные символы. В Библии лев обычно выступает символом мужества, непреклонности, силы, власти и свирепости. С ним связаны как положительные, так и отрицательные коннотации, но благодаря "Физиологу", в котором лев был однозначно связан с фигурой Христа, в средневековой литературе и искусстве можно говорить об общем положительном отношении к этому животному. Точно так же можно и говорить об орле, чьё символическое значение было менее ярким, но также положительным.

Но тем не менее грифоны, если их пытались оценивать с морально-символической точки зрения, были скорее отрицательным образом. Видимо, сам образ грифона, как существа враждебного к людям, наталкивал на это. С другой стороны грифоны отсутствовали в "Физиологе" — главном источнике морально-символического истолкования животных для средневековой культуры, поэтому все попытки такого истолкования были обусловлены не традицией, а наличествующей информацией о грифонах. Грифон даже мог обозначать дьявола, уносящего души людей в пустыню ада, подобно тому, как грифон уносит людей в пустыню, чтобы пожрать.

Грифон, как положительный образ, появляется, кажется, только у Данте. В XXIX-XXXII канцонах "Божественной комедии" Данте наблюдает триумфальную процессию повозки, символизирующей церковь, сопровождаемую символами библейских книг, Евангелий, трёх христианских добродетелей, четырёх основных добродетелей и пр. Везёт эту повозку грифон. Согласно комментаторам "Божественной комедии", грифон может символизировать Христа или папу. Обе трактовки вполне вероятны: Христос обладал двумя природами — божественной и человеческой, и, соответственно, папа — властью церковной и светской. Данте постоянно подчёркивает двойную природу грифонов, их "двухсоставность", "двоерождённость". Этот, в данном контексте, вне всякого сомнения положительный образ, видимо, сыграл в дальнейшем немалую роль в положительной трактовке грифонов.

Грифоны в фэнтези

В современном фэнтези "грифоны имели репутацию существ свирепых и гордых; впрочем тому, кому удавалось завоевать их дружбу, они служили верно и преданно... Эти полульвы, полуорлы значительно уступали по размерам драконам, но молниеностная скорость в полете, грозный клюв и страшные когти, а пуще того неукротимый боевой дух делали их соперниками, с которыми приходилось считаться. Грифоны... не боялись никого и ничего."
© Белый Грифон, 2010
www.white-grifon.ru